РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования 
                              "Ганцевичская средняя школа имени Героя Советского Союза                            Антона Петровича Бринского" 

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Воспитательная работа | Сервисы | Сайты | ПАМЯТИ А.П. БРИНСКОГО | Беларусь помнит | Проект "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" | Обучение в рамках международных договоров | Родителям | Образовательный процесс | Методическая работа | ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ | Защита персональных данных | Школьное питание

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Ребёнок, окружённый критикой, учится обвинять;

Ребёнок, окружённый насмешками,  учится быть недоверчивым;

Ребёнок, окружённый враждебностью, учится бороться;

Ребёнок, окружённый злостью,  учится причинять боль;

Ребёнок, окружённый непониманием, учится не слышать других;

Ребёнок, окружённый обманом,  учится врать;

Ребёнок, окружённый позором, учится чувствовать вину;

...И ТОЛЬКО СИЛЬНЫЕ ДУШИ МОГУТ ПОРВАТЬ ЭТОТ КРУГ...

Ребёнок, окружённый поддержкой,  учится защищать;

Ребёнок, окружённый ожиданием,  учится быть терпеливым;

Ребёнок, окружённый похвалами,  учится быть уверенным;

Ребёнок, окружённый честностью, учится быть справедливым;

Ребёнок, окружённый безопасностью,  учится доверию;

Ребёнок, окружённый одобрением, учится уважать себя;

Ребёнок, окружённый любовью, учится любить и дарить любовь;

Ребёнок, окружённый свободой выбора, учится быть ответственным за свои решения.

ОТВЕРГАЕМЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ? 

Чаще всего подвергаются отвержению, нападкам и насмешкам дети:

  • необычной внешности (с заметными дефектами: шрамами, хромотой и др.);
  • страдающие заболеваниями (такими как энурез, заикание и др.);
  • дети с такими чертами характера, как робость, неумение за себя постоять, неуверенность в себе;
  • неопрятно одетые дети, с неразвитыми гигиеническими навыками;
  • часто пропускающие занятия (по причине болезни и др.);
  •  неуспешные в учебе;
  • дети, которых слишком  опекают («маменькины сынки»);
  • дети, которые выделяются педагогами как «любимчики» (особенно, если дети не могут понять, чем «любимчик» лучше их); не умеющие общаться;
  • изгоем может стать и нравственно здоровый ребенок в безнравственном коллективе.

Среди особенностей  отвергаемых детей есть общие, которые делают их жертвами нападок:

  • Дети могут быть неадекватными в общении, легко поддаваться на провокации одноклассников, выдавать ожидаемые реакции.
  • Эти дети очень трепетно относятся к проявлению к ним внимания и сочувствия. Любой сверстник, оказавший им поддержку, сразу же переводится в ранг «лучшего друга», и это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети бывают весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, они могут перейти в ранг его преследователей.
  • Отвергаемые дети ищут помощи и поддержки у взрослых, но только у тех, кто однажды ее уже оказал им.

КАК ИМ ПОМОЧЬ?

      1. С самого начала необходимо пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.

Пример:

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво, кто-то из одноклассников злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, то в этом нет ничего смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.

             2. Пресекать любые пренебрежительные или бестактные высказывания в адрес одноклассников.

Пример:

Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Фу! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, можно поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь с тобой дело?»

         3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.

 Пример:

С Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность – он описался на уроке. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учителя стали обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, зачитывали его работы, просили делать доклады. Скоро ребята обратили внимание на то, как много Витя знает, как интересно может рассказывать, эти его качества вышли на первый план, а о происшествии все забыли.

            4. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось, после того как он в походе очень артистично рассказывал страшные истории у костра. Я.Л. Коломинский  отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представляющих интерес для сверстников определяют его положение в группе. Именно учитель знает о способностях своих учеников и может помочь им проявить себя.

            5. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном случае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.

      6. Очень травмируют непопулярных детей ситуация распределения по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками.

     7. В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.

   8. Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избежать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.

   9. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Важно учить детей терпимости и сочувствию (это могут быть игры, мероприятия или чтение произведений, в которых звучит тема отвержения или способы разрешения конфликтных ситуаций). 

            10. Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом.

      Помните: часто дети копируют ваше отношение! И ваше негативное отношение может спровоцировать пренебрежение. 

ЛОЖ И ХВАСТОВСТВО у отвергаемых детей.

Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки – это обычно не популярные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной компании. Это может быть, например, какая-нибудь шикарная машина или редкая порода собаки. Ребенок рассказывает, как здорово было прокатиться на этой «супермашине» или как его любит эта «суперсобака». Часто дети придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком, и это, несомненно, способно повысить их статус. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих.

Пример:

Как-то одна мама во время консультации с удивлением рассказала, что ее сын-третьеклассник, уже целую неделю носит в класс фотографии из папиных заграничных командировок. Он говорил, что взял их, чтобы показать ребятам. Мама не понимала, почему ребят могут интересовать эти фотографии. Надо сказать, что в этом классе, с некоторых пор значимыми для ребят стали не личные качества и достижения сверстников, а их «крутость». Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей машины-иномарки, обладание дорогими игрушками и вещами, а также поездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось почувствовать себя своим в классе. Мальчик, о котором говорилось раньше, хотел быть принятым в этот коллектив, но, видимо, ничем таким похвастаться не мог, поэтому он и принес в школу папины фотографии, рассказав, будто бы он сам побывал в Оксфорде. 

ВОРОВСТВО

Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды. 

Пример:

В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники), и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учительница заглянула в пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала в портфель к этому мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию «учеба – не самое главное» и считали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась самоутвердиться таким образом. Правду об этих загадочных пропажах знала только она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих. 

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости – детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами. 

В ситуации отвержения или травли ребенка в классе всегда есть распределение ролей. Есть жертвы, зачинщики, их последователи, нейтральные наблюдатели и иногда защитники.

Остановимся на типичных особенностях детей, выполняющих каждую из этих ролей.

 

Зачинщики

Обычно это 1-2 человека, которые начинают дразнить, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры какого-то ребенка. Типичнее всего мальчики нападают на мальчиков, а девочки – на девочек.

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля – результат личной неприязни.

Зачинщиками преследованиями могут стать:

  • дети, активно претендующие на роль лидера в классе;
  • агрессивные дети, нашедшие жертву для самоутверждения;
  • дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
  • дети, привыкшие относиться  к другим с чувством превосходства и делящие всех на «своих» и «чужих» (результат семейного воспитания);
  • эгоцентрики, не умеющие сочувствовать, ставить себя на место другого;
  • в подростковом возрасте – максималисты, не желающие идти на компромисс.

 

Преследователи

Подхватывают обидные прозвища, помогают зачинщикам преследовать жертву, поддерживают их. Причины такого поведения:

  • подчинение стадному чувству (все пошли и я пошел; все толкнули и я толкнул);
  • непонимание чувств жертвы;
  • желание заслужить расположение лидера класса;
  • скука, желание участвовать в развлечении;
  • страх оказаться в положении изгоя;
  • ребенок «берет реванш» за свои неудачи (его третируют во дворе, обижают старшие, наказывают родители, он не вызывает симпатий у одноклассников). Энергии. чтобы самому стать зачинщиком недостаточно, но ребенок активно их поддерживает.

 

Нейтральные наблюдатели

Не помогают зачинщикам, но и не препятствуют им и поэтому почти не отличаются от преследователей, так как поощряют травлю, не препятствуя ей.

 

Защитники

Их действия могут в корне изменить ситуацию, особенно, если защитников несколько и с их мнением считаются. Но защитник может и сам стать изгоем, если не имеет продержки.

 

 

 

 

 Министерство образования Республики Беларусь     

«© Ганцевичская средняя школа имени Героя Советского Союза А.П.Бринского, 2021»
Регистрационное свидетельство № 2142021842 от 20.02.2020 

 

Телефоны: 8 (01646) 26 2 38, 26 2 39,

Адрес: 225447, ул. Гастелло, 25,  д. Ганцевичи,  Ганцевичский район, Брестская область

 Электронная почта: ganc@gancevichi.edu.by